|
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Ұзынкөл ауданы білім бөлімінің Белоглин негізгі орта мектебі" КММ
КГУ "Белоглинская основная средняя школа отдела образования Узункольского района" Управления образования акимата Костанайской области |
|
|---|
|
5
декабря
2025
|
|
3
декабря
2025
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная политика в области образования Казахстана направлена на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению (далее – ДВО) как успешному старту в жизни каждого ребенка.
Правовые рамки и основные принципы государственной политики по предоставлению ДВО определены Законом Республики Казахстан «Об образовании», согласно которому первый уровень системы образования осуществляется в семье или с 1 года до приема в первый класс в дошкольной организации (далее - ДО), независимо от форм собственности.
Дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольной подготовки детей к обучению в школе.
Важным условием создания равных стартовых возможностей каждого ребенка к обучению в начальной школе является расширение доступа к ДВО.
Необходимо обратить внимание на то, что родители (законные представители) по разным причинам не определяют ребенка в дошкольную организацию (состояние здоровья, предпочтение семейного воспитания и др.). Тем самым, с целью обеспечения качественного ухода, присмотра и воспитания детей в домашних условиях, необходимо активизировать работу по педагогическому сопровождению родителей (законных представителей), чьи дети не посещают дошкольные организации. Кроме того, первостепенной задачей является вовлечение ролителей (законных предствителей) в воспитание и обучение детей в организациях образования.
В связи с этим, Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций (приказ МП РК от 31 августа 2022 года №385) при детских садах и мини-центрах с учетом потребности родителей (законных представителей) регламентировано создание консультационных пунктов (далее - КП) для родителей детей, не охваченных ДВО, в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника.
КП предназначены для консультирования и оказания методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольные организации.
Участниками деятельности КП являются дети раннего и дошкольного возраста, их родители (законные представители) и специалисты дошкольной организации.
Целью настоящих методических рекомендаций является: регламентация деятельности КП по педагогическому сопровождению родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольные организации, в вопросах воспитания, обучения и развития..
Данный материал предназначен для руководителей и педагогов дошкольных организаций, независимо от форм собственности, на базе которых организованы КП.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль института семьи в жизни человека давно стала предметом исследования. Уникальность семьи связана с возможностями выполнения ее основной функции – рождения и воспитания детей.
В семье формируется личность ребенка. Влияние на него всех других общин, социальных институтов корректирует семейное воспитание. Только в семье впервые перед ребенком открывается дверь в большой и удивительный мир. Это зависит от того, как ребенок его воспримет: захватывающий, с открытиями и положительными эмоциями или незнакомым и враждебным.
В семье заложен большой воспитательный потенциал. Его полноценное использование является условием гармоничного роста и развития ребенка, полного формирования его личности.
Воспитательный потенциал семьи сегодня используется недостаточно эффективно и в полной мере, так как у родителей отсутствует образовательная программа, нет четких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребенка, они не могут анализировать собственные методы воспитания. В результате - частые ошибки, снижающие его эффективность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к формированию личности ребенка, нарушению социальной адаптации, развитию невротических отклонений.
Сложности родителей во многом связаны с недостаточной их квалификацией в области воспитания дошкольников. Современные родители, с одной стороны, очень образованные люди, а с другой, мало знают о педагогике, психологии, физиологии и других областях знаний. В настоящее время у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья нуждается в помощи в области образовательной деятельности.
Ребенка должны воспитывать не только мама и папа, но и широкий круг людей. Невозможно воспитывать детей изолированно от жизни. У ребенка должно быть место для активности. Если этого не произойдет, то воспитание вряд ли будет эффективным.
На современном этапе в различных источниках содержится психолого - педагогическая информация для родителей (законных представителей): интернет, периодическая пресса, теле- и радиопрограммы, научно- популярная литература в силу их доступности, информативности, наглядности. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, напрямую ответить на вопрос каждого конкретного родителя (законного представителя).
В этом вопросе более компетентны специалисты дошкольных организаций. Они могут напрямую общаться с родителями, получать от них «обратную связь», следить за развитием ребенка.
В настоящее время успешно развиваются следующие формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей при дошкольной организации, центры медико-психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка на дому, и т.д. Появившиеся формы призваны активно способствовать развитию ребенка и помочь семьям в получении квалифицированной помощи специалистов в области дошкольного образования. Кроме того, новые формы ориентированы как на семьи, дети которых регулярно посещают детский сад, так и на семьи, где дети не посещают детский сад.
Одной из таких новых форм является организация консультационных пунктов при дошкольной организации. Консультационные пункты создаются с учетом потребностей родителей в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением. Форма консультации не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи является консультирование воспитателями родителей (законных представителей). В практике работы дошкольной организации воспитатели консультируют на основе запросов родителей или с учетом особенностей развития детей. Также, родителей (законных представителей) детей могут проконсультировать и другие специалисты детского сада (методист, психолог, логопед, дефектолог и др.) по тому или иному вопросу.
Консультационные пункты предназначены для оказания психолого- педагогической помощи родителям, не имеющим возможности постоянно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольной организации, а также для содействия гармоничному развитию детей.
Работа таких пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, осуществляется на базе дошкольных организаций, методических центров.
Цель инструкции: оказание помощи родителям детей, не охваченных дошкольным образованием.
Данный материал является инструкцией для педагогов дошкольных организаций, на базе которых оргнаизованы консультационные пункты, а также для родителей детей, не охваченных дошкольным воспитанием и обучением.
|
3
декабря
2025
|
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области образования Казахстана направлена на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению как успешному старту в жизни каждого ребенка.
Важным условием создания равных стартовых возможностей каждого ребенка к обучению в начальной школе является расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению.
В связи с этим необходимо активизировать работу по педагогическому сопровождению родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. Ведь одной из основных задач является вовлечение родителей (законных предствителей) в воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
В современной системе дошкольного образования важно наладить тесное взаимодействие с родителями, и одним из способов, это организация мобильных консультационных пунктов (далее - МКП).
Введение МКП способствует повышению уровня родительской компетентности, профилактике возможных трудностей в воспитании, обучении, развитии и социализации детей, созданию условий для их успешного развития, снижению социальной напряженности за счет адресной поддержки семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, а также укреплению связи между родителями и образовательными организациями, формированию партнерских отношений между семьей и педагогами.
МКП предназначены для консультирования и оказания методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) и укрепить сотрудничество между семьей и дошкольной организацией.
Участниками деятельности МКП являются дети дошкольного возраста, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной организации.
Целью методических рекомендаций является методическое сопровождение деятельности мобильных консультационных пунктов для родителей.
Данные рекомендации предназначены для руководителей, методистов и педагогов дошкольных организаций, на базе которых организована деятельность МКП.






