ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Ұзынкөл ауданы білім бөлімінің Белоглин негізгі орта мектебі" КММ
КГУ "Белоглинская основная средняя школа отдела образования Узункольского района" Управления образования акимата Костанайской области
Белоглинка а.
+7 (714) 443 58 25
beloglinskaya@uzunkol.edu.kz

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Ұзынкөл ауданы білім бөлімінің Белоглин негізгі орта мектебі" КММ
КГУ "Белоглинская основная средняя школа отдела образования Узункольского района" Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ

Мы рады вас видеть на официальном сайте нашей школы!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше
образовательное учреждение.

Перейти в раздел

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика в области образования Казахстана направлена на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению как успешному старту в жизни каждого ребенка.

Важным условием создания равных стартовых возможностей каждого ребенка к обучению в начальной школе является расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению.

В связи с этим необходимо активизировать работу по педагогическому сопровождению родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. Ведь одной из основных задач является вовлечение родителей (законных предствителей) в воспитание и обучение детей дошкольного возраста.

В современной системе дошкольного образования важно наладить тесное взаимодействие с родителями, и одним из способов, это организация мобильных консультационных пунктов (далее - МКП).

Введение МКП способствует повышению уровня родительской компетентности, профилактике возможных трудностей в воспитании, обучении, развитии и социализации детей, созданию условий для их успешного развития, снижению социальной напряженности за счет адресной поддержки семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, а также укреплению связи между родителями и образовательными организациями, формированию партнерских отношений между семьей и педагогами.

МКП предназначены для консультирования и оказания методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) и укрепить сотрудничество между семьей и дошкольной организацией.

Участниками деятельности МКП являются дети дошкольного возраста, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной организации.

Целью методических рекомендаций является методическое сопровождение деятельности мобильных консультационных пунктов для родителей.

Данные рекомендации предназначены для руководителей, методистов и педагогов дошкольных организаций, на базе которых организована деятельность МКП.

 

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ

ПУНКТОВ

Деятельность МКП осуществляется согласно нормативным правовым актам, регламентирующим систему дошкольного воспитания и обучения:

Закон Республики Казахстан «Об образовании» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_

Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000293

Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»

https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345_

Модель развития дошкольного воспитания и обучения https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000137

Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным организациям и домам ребенка»

https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2100023469

Государственный     общеобязательный     стандарт     дошкольного воспитания и обучения

https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031

Типовые  учебные планы   дошкольного  воспитания   и обучения Республики Казахстан

https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008275

Типовые учебные программы дошкольного воспитания и обучения https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235

Типовые правила деятельности дошкольных организаций https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029329

Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования

https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013272

Типовые     штаты     работников     государственных    организаций образования

https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033166

Типовые квалификационные характеристики должностей педагогов https://adilet.zan.kz/rus/docs/V090005750

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСТУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ

МКП организовывается в летние месяцы на территории дошкольной организации в специально оборудованных отдельно стоящих помещениях. Это могут быть домик, беседка, юрта, сборные конструкции и др., где созданы безопасные, комфортные условия для воспитания и развития детей охваченных и не охваченных дошкольными организациями.

Территорию МКП можно оборудовать различными материалами для развития игровой, творческой, исследовательской, познавательной, коммуникативной деятельности и двигательной активности (спортивным инвентарем), организации соревнований, экспериментов с доступными материалами (песком, водой) на игровой площадке.

 Цель МКП: воспитание и развитие детей, не охваченных дошкольной организацией, и оказание методической и консультационной помощи их родителям (законным представителям).

Задачи:

  • создание безопасных,   благоприятных   условий   для   развития ребенка;
  • оказание методической и психологической поддержки родителям;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с учетом возрастных особенностей;
  • предоставление методических    материалов    по    семейному воспитанию.

В МКП можно организовать предметно-развивающую среду различными материалами для поддержки детской инициативы, обеспечивающую детям возможность самостоятельного выбора видов деятельности по интересам.

Предметно-развивающая среда должна:

  • соответствовать возрасту детей;
  • быть доступной для воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечивать условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей;
  • быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.

Мебель и оборудование должны соответствовать росту и возрасту детей, быть безопасными, здоровьесберегающими, эстетически привлекательными и развивающими.

Принципы организации работы МКП:

  • принцип конфиденциальности - информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей (законных представителей);
  • принцип комплексности - работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов;
  • принцип доступности - вся информация для родителей (законных представителей) дается в доступной форме.

МКП создается приказом руководителя дошкольной организации и его работа регулируется администрацией детского сада.

МКП работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя дошкольной организации.

Консультационная помощь родителям (законным представителям) детей оказывается на основе интеграции деятельности специалистов:

руководитель; методист; воспитатель;

музыкальный руководитель;

 инструктор по физической культуре; педагог-психолог;

логопед;

медицинская сестра; педагог казахского языка.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно по следующим вопросам:

  • возрастные, психофизиологические особенности детей;
  • воспитание и развитие детей раннего возраста;
  • социализация детей;
  • развитие речи ребенка;
  • организация игровой деятельности;
  • организация питания детей;
  • подготовка детей к обучению в школе;
  • создание условий для закаливания и оздоровления детей.

В МКП предусматривается развитие компетенций детей дошкольного возраста индивидуально или в группах (5-6 детей) через различные виды детской деятельности (игровая, двигательная, самостоятельная, творческая, исследовательская, трудовая, театрализованная).

Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, осознанное отношение к своему здоровью, формирование основ здорового образа жизни, навыков безопасного поведения:

  • закаливающие процедуры;
  • подвижные игры, в том числе национальные;
  • самостоятельная двигательная деятельность.

Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук и навыков работы в команде:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • рассматривание книг;
  • беседы.

Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение элементарных навыков познавательной и исследовательской деятельности, необходимых для взаимодействия с окружающим миром:

  • наблюдение за объектами;
  • элементарное исследование предметов;
  • экспериментирование с материалами (вода, песок и др.);
  • познавательные беседы.

 

Развитие творческих навыков включают задачи по формированию умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эмоционального познания окружающего мира:

  • рисование на песке, на асфальте, на ватмане с использованием разнообразных материалов (разноцветные мелки, карандаши, краски, маркеры и т.д.);
  • театрализованная деятельность (теневой, пальчиковый, кукольный театры);
  • прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Основными формами деятельности МКП для родителей являются:

  • мастер-классы, тренинги для родителей по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях;
  • обеспечение образовательными ресурсами (видео- и аудиоматериалы);
  • занятия и игры с детьми;
  • совместные праздники и развлечения.

Правильно организованный МКП предоставляет возможность для родителей получить комплексную поддержку от квалифицированных специалистов по:

  • воспитанию и развитию ребенка;
  • контролю родителями за совместной деятельностью ребенка со сверстниками;
  • обмену опытом родителей друг с другом по воспитанию и развитию ребенка;
  • приобретению родителями необходимых педагогических навыков;
  • активному изучению ребенком окружающей среды и развитию

речи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ

Методическая помощь - просвещение родителей (законных представителей), информирование родителей о педагогических методах и приемах, направленных на предотвращение возникающих семейных проблем, формирование педагогической культуры родителей, формирование положительных взаимоотношений в семье; ознакомление с коррекционными и развивающими технологиями на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.

Для оказания методической помощи семье специалисты МКП могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, организации наблюдения за детьми и др.

 

Для консультирования родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами МКП осуществляется разработка и распространение методических материалов:

  • буклеты, пособия и памятки по воспитанию и развитию детей с учетом возрастных особенностей (алгоритмы проведения консультаций, психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей, советы по развитию детей; материалы для родителей, содержащие практические рекомендации по воспитанию и развитию детей);
  • видео –, фото- и аудиоматериалы, онлайн-консультации, ссылки на видеоконсультации;
  • электронные ресурсы (сайты, блоги, подкасты, социальные сети: Instagram, Facebook, Telegram, Tik Tok).

Комплексную методическую поддержку педагогам системы дошкольного воспитания и обучения, а также родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста обеспечивает портал Института раннего развития детей (далее - Институт) – www.irrd.kz .

На сайте размещены:

  • нормативно-правовые акты, регламентирующие систему дошкольного образования (рубрика НПА);
  • методические рекомендации, пособия и др. (рубрика методичекие разработки);
  • материалы, видеозаписи проведенных вебинаров, практических семинаров.

Также, на сайте Института открыт «Виртуальный методический кабинет» с рубрикой «Для родителей». В данной рубрике размещены разработанные для родителей видеоролики, содержащие развивающие игры по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях, советы психолога по развитию ребенка по подготовке к школе, советы логопедов по развитию речи детей, развивающие игровые действия, видеозаписи проведенных вебинаров, практических семинаров и т.д.. В случае, если родители (законные представители) не смогли посетить онлайн консультацию, они могут посмотреть ее запись. Все материалы можно использовать в деятельности МКП.

Данный портал находится в свободном доступе, все материалы скачивются бесплатно.

Вместе с тем, специалистам МКП необходимо проводить обратную связь с родителями (законными представителями) детей. Обратная связь — важный инструмент для повышения качества предоставляемых услуг в МКП. Организация эффективного процесса сбора мнений и предложений родителей может значительно помочь в улучшении работы МКП.

  1. Создайте доступные каналы связи, важно обеспечить родителям возможность легко и удобно оставлять свои отзывы. Рассмотрите использование следующих каналов:
    • электронная почта: Создайте специальный адрес для сбора отзывов;

 

  • анкеты и опросы: Проводите регулярные онлайн-опросы через платформы вроде Google Forms или SurveyMonkey;
  • социальные сети: Используйте свои социальные сети для сбора мнений и комментариев;
  • физическая почта: Предоставьте возможность писать отзывы на бумаге, например, через ящики для предложений в МКП.
  1. Поощряйте активное участие, чтобы получить максимальную отдачу от родителей, нужно создать условия, которые побудят их оставлять отзывы, публичное признание: Хвалите активных участников в новостях МКП или на сайте.
  2. Анализируйте и учитывайте мнение родителей, сбор информации
  • это только первый шаг. Важно также тщательно проанализировать результаты и внедрить изменения:
    • выявляйте тенденции: Обращайте внимание на часто упоминаемые проблемы и предложения;
    • отчитывайтесь перед родителями: Поделитесь с родителями тем, как их отзывы повлияли на улучшение услуг.
  1. Общайтесь открыто и честно, обратная связь должна быть двухсторонней. Отвечайте на вопросы, будьте открыты к общению и отвечайте на вопросы родителей, принимая их мнения в расчет.

Организация обратной связи с родителями — это ключевой элемент для постоянного улучшения качества услуг в МКП.

Открытость, доступность и готовность внедрять изменения по результатам отзывов помогут создать комфортную и доверительную атмосферу, способствующую развитию как детей, так и МКП.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дошкольное воспитание и обучение в Казахстане является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о важности раннего периода по формированию и развития у них физических, когнитивных, социально-эмоциональных, а также других жизненно важных навыков, необходимых для всей будущей жизни ребенка.

Современное дошкольное образование требует новых подходов и идей, направленных на обеспечение условий для целостного развития и раскрытия потенциала каждого ребенка, начиная с раннего возраста.

В системе дошкольного воспитания и обучения республики в настоящее                   время   проведена  большая  работа  по   совершенствованию основных нормативных документов, в соответствии с мировой практикой. Утверждена                          «Модель        развития    дошкольного    воспитания    и обучения». На ее основе проведена работа по либерализации Стандарта и ТУПа. Отошли от излишней авторитарности, перешли на вариативность и разнообразие содержания развивающих программ и организационных

форм дошкольного образования.

Для реализации данных задач при дошкольных организациях по необходимости будут функционировать моюильные консультационные пункты в летние месяцы, введение которых направлено на поддержку семей.

Введение мобильных консультационных пунктов способствуют повышению качества психолого-педагогического сопровождения семей, укреплению взаимодействия родителей и дошкольных организаций, повышению педагогической компетентности родителей.

Эффективная организация работы таких пунктов возможна только при совместных усилиях педагогов и родителей.

© 2025. Все права защищены.