ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области образования Казахстана направлена на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению как успешному старту в жизни каждого ребенка.
Важным условием создания равных стартовых возможностей каждого ребенка к обучению в начальной школе является расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению.
В связи с этим необходимо активизировать работу по педагогическому сопровождению родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. Ведь одной из основных задач является вовлечение родителей (законных предствителей) в воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
В современной системе дошкольного образования важно наладить тесное взаимодействие с родителями, и одним из способов, это организация мобильных консультационных пунктов (далее - МКП).
Введение МКП способствует повышению уровня родительской компетентности, профилактике возможных трудностей в воспитании, обучении, развитии и социализации детей, созданию условий для их успешного развития, снижению социальной напряженности за счет адресной поддержки семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, а также укреплению связи между родителями и образовательными организациями, формированию партнерских отношений между семьей и педагогами.
МКП предназначены для консультирования и оказания методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, а также повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) и укрепить сотрудничество между семьей и дошкольной организацией.
Участниками деятельности МКП являются дети дошкольного возраста, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной организации.
Целью методических рекомендаций является методическое сопровождение деятельности мобильных консультационных пунктов для родителей.
Данные рекомендации предназначены для руководителей, методистов и педагогов дошкольных организаций, на базе которых организована деятельность МКП.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ
ПУНКТОВ
Деятельность МКП осуществляется согласно нормативным правовым актам, регламентирующим систему дошкольного воспитания и обучения:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000293
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»
https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000345_
Модель развития дошкольного воспитания и обучения https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000137
Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным организациям и домам ребенка»
https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2100023469
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031
Типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008275
Типовые учебные программы дошкольного воспитания и обучения https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235
Типовые правила деятельности дошкольных организаций https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029329
Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013272
Типовые штаты работников государственных организаций образования
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033166
Типовые квалификационные характеристики должностей педагогов https://adilet.zan.kz/rus/docs/V090005750
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСТУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
МКП организовывается в летние месяцы на территории дошкольной организации в специально оборудованных отдельно стоящих помещениях. Это могут быть домик, беседка, юрта, сборные конструкции и др., где созданы безопасные, комфортные условия для воспитания и развития детей охваченных и не охваченных дошкольными организациями.
Территорию МКП можно оборудовать различными материалами для развития игровой, творческой, исследовательской, познавательной, коммуникативной деятельности и двигательной активности (спортивным инвентарем), организации соревнований, экспериментов с доступными материалами (песком, водой) на игровой площадке.
Цель МКП: воспитание и развитие детей, не охваченных дошкольной организацией, и оказание методической и консультационной помощи их родителям (законным представителям).
Задачи:
- создание безопасных, благоприятных условий для развития ребенка;
- оказание методической и психологической поддержки родителям;
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с учетом возрастных особенностей;
- предоставление методических материалов по семейному воспитанию.
В МКП можно организовать предметно-развивающую среду различными материалами для поддержки детской инициативы, обеспечивающую детям возможность самостоятельного выбора видов деятельности по интересам.
Предметно-развивающая среда должна:
- соответствовать возрасту детей;
- быть доступной для воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;
- обеспечивать условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей;
- быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.
Мебель и оборудование должны соответствовать росту и возрасту детей, быть безопасными, здоровьесберегающими, эстетически привлекательными и развивающими.
Принципы организации работы МКП:
- принцип конфиденциальности - информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей (законных представителей);
- принцип комплексности - работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов;
- принцип доступности - вся информация для родителей (законных представителей) дается в доступной форме.
МКП создается приказом руководителя дошкольной организации и его работа регулируется администрацией детского сада.
МКП работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя дошкольной организации.
Консультационная помощь родителям (законным представителям) детей оказывается на основе интеграции деятельности специалистов:
руководитель; методист; воспитатель;
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре; педагог-психолог;
логопед;
медицинская сестра; педагог казахского языка.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно по следующим вопросам:
- возрастные, психофизиологические особенности детей;
- воспитание и развитие детей раннего возраста;
- социализация детей;
- развитие речи ребенка;
- организация игровой деятельности;
- организация питания детей;
- подготовка детей к обучению в школе;
- создание условий для закаливания и оздоровления детей.
В МКП предусматривается развитие компетенций детей дошкольного возраста индивидуально или в группах (5-6 детей) через различные виды детской деятельности (игровая, двигательная, самостоятельная, творческая, исследовательская, трудовая, театрализованная).
Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, осознанное отношение к своему здоровью, формирование основ здорового образа жизни, навыков безопасного поведения:
- закаливающие процедуры;
- подвижные игры, в том числе национальные;
- самостоятельная двигательная деятельность.
Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук и навыков работы в команде:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- рассматривание книг;
- беседы.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение элементарных навыков познавательной и исследовательской деятельности, необходимых для взаимодействия с окружающим миром:
- наблюдение за объектами;
- элементарное исследование предметов;
- экспериментирование с материалами (вода, песок и др.);
- познавательные беседы.
Развитие творческих навыков включают задачи по формированию умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эмоционального познания окружающего мира:
- рисование на песке, на асфальте, на ватмане с использованием разнообразных материалов (разноцветные мелки, карандаши, краски, маркеры и т.д.);
- театрализованная деятельность (теневой, пальчиковый, кукольный театры);
- прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Основными формами деятельности МКП для родителей являются:
- мастер-классы, тренинги для родителей по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях;
- обеспечение образовательными ресурсами (видео- и аудиоматериалы);
- занятия и игры с детьми;
- совместные праздники и развлечения.
Правильно организованный МКП предоставляет возможность для родителей получить комплексную поддержку от квалифицированных специалистов по:
- воспитанию и развитию ребенка;
- контролю родителями за совместной деятельностью ребенка со сверстниками;
- обмену опытом родителей друг с другом по воспитанию и развитию ребенка;
- приобретению родителями необходимых педагогических навыков;
- активному изучению ребенком окружающей среды и развитию
речи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
Методическая помощь - просвещение родителей (законных представителей), информирование родителей о педагогических методах и приемах, направленных на предотвращение возникающих семейных проблем, формирование педагогической культуры родителей, формирование положительных взаимоотношений в семье; ознакомление с коррекционными и развивающими технологиями на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.
Для оказания методической помощи семье специалисты МКП могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, организации наблюдения за детьми и др.
Для консультирования родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста специалистами МКП осуществляется разработка и распространение методических материалов:
- буклеты, пособия и памятки по воспитанию и развитию детей с учетом возрастных особенностей (алгоритмы проведения консультаций, психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей, советы по развитию детей; материалы для родителей, содержащие практические рекомендации по воспитанию и развитию детей);
- видео –, фото- и аудиоматериалы, онлайн-консультации, ссылки на видеоконсультации;
- электронные ресурсы (сайты, блоги, подкасты, социальные сети: Instagram, Facebook, Telegram, Tik Tok).
Комплексную методическую поддержку педагогам системы дошкольного воспитания и обучения, а также родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста обеспечивает портал Института раннего развития детей (далее - Институт) – www.irrd.kz .
На сайте размещены:
- нормативно-правовые акты, регламентирующие систему дошкольного образования (рубрика НПА);
- методические рекомендации, пособия и др. (рубрика методичекие разработки);
- материалы, видеозаписи проведенных вебинаров, практических семинаров.
Также, на сайте Института открыт «Виртуальный методический кабинет» с рубрикой «Для родителей». В данной рубрике размещены разработанные для родителей видеоролики, содержащие развивающие игры по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях, советы психолога по развитию ребенка по подготовке к школе, советы логопедов по развитию речи детей, развивающие игровые действия, видеозаписи проведенных вебинаров, практических семинаров и т.д.. В случае, если родители (законные представители) не смогли посетить онлайн консультацию, они могут посмотреть ее запись. Все материалы можно использовать в деятельности МКП.
Данный портал находится в свободном доступе, все материалы скачивются бесплатно.
Вместе с тем, специалистам МКП необходимо проводить обратную связь с родителями (законными представителями) детей. Обратная связь — важный инструмент для повышения качества предоставляемых услуг в МКП. Организация эффективного процесса сбора мнений и предложений родителей может значительно помочь в улучшении работы МКП.
- Создайте доступные каналы связи, важно обеспечить родителям возможность легко и удобно оставлять свои отзывы. Рассмотрите использование следующих каналов:
- электронная почта: Создайте специальный адрес для сбора отзывов;
- анкеты и опросы: Проводите регулярные онлайн-опросы через платформы вроде Google Forms или SurveyMonkey;
- социальные сети: Используйте свои социальные сети для сбора мнений и комментариев;
- физическая почта: Предоставьте возможность писать отзывы на бумаге, например, через ящики для предложений в МКП.
- Поощряйте активное участие, чтобы получить максимальную отдачу от родителей, нужно создать условия, которые побудят их оставлять отзывы, публичное признание: Хвалите активных участников в новостях МКП или на сайте.
- Анализируйте и учитывайте мнение родителей, сбор информации
- это только первый шаг. Важно также тщательно проанализировать результаты и внедрить изменения:
- выявляйте тенденции: Обращайте внимание на часто упоминаемые проблемы и предложения;
- отчитывайтесь перед родителями: Поделитесь с родителями тем, как их отзывы повлияли на улучшение услуг.
- Общайтесь открыто и честно, обратная связь должна быть двухсторонней. Отвечайте на вопросы, будьте открыты к общению и отвечайте на вопросы родителей, принимая их мнения в расчет.
Организация обратной связи с родителями — это ключевой элемент для постоянного улучшения качества услуг в МКП.
Открытость, доступность и готовность внедрять изменения по результатам отзывов помогут создать комфортную и доверительную атмосферу, способствующую развитию как детей, так и МКП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное воспитание и обучение в Казахстане является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.
Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о важности раннего периода по формированию и развития у них физических, когнитивных, социально-эмоциональных, а также других жизненно важных навыков, необходимых для всей будущей жизни ребенка.
Современное дошкольное образование требует новых подходов и идей, направленных на обеспечение условий для целостного развития и раскрытия потенциала каждого ребенка, начиная с раннего возраста.
В системе дошкольного воспитания и обучения республики в настоящее время проведена большая работа по совершенствованию основных нормативных документов, в соответствии с мировой практикой. Утверждена «Модель развития дошкольного воспитания и обучения». На ее основе проведена работа по либерализации Стандарта и ТУПа. Отошли от излишней авторитарности, перешли на вариативность и разнообразие содержания развивающих программ и организационных
форм дошкольного образования.
Для реализации данных задач при дошкольных организациях по необходимости будут функционировать моюильные консультационные пункты в летние месяцы, введение которых направлено на поддержку семей.
Введение мобильных консультационных пунктов способствуют повышению качества психолого-педагогического сопровождения семей, укреплению взаимодействия родителей и дошкольных организаций, повышению педагогической компетентности родителей.
Эффективная организация работы таких пунктов возможна только при совместных усилиях педагогов и родителей.






